Противодействие школьному буллингу: анализ опыта

Проблема роста неконтролируемой агрессии определенных детей в отношении своих сверстников поступательно нарастает в современном обществе. Социальные факторы выступают главными активаторами детской злобности: окружение ребенка, высокая материальная обеспеченность семьи, безнаказанность, низкий социальный статус семьи, вседозволенность, СМИ, отсутствие общественного порицания. Эти проявления, действуя комбинированно, усиливая эффект друг дружки, оказывают первостепенное влияние на рост насилия в ученической среде. Соискатель легко отыщет пример бездушного отношения к какому-то школьнику или школьнице со стороны одноклассников, отправившись в любую частную или муниципальную школу, находящуюся в благополучном или бедном районе российских населенных пунктов. Важно, все дети не застрахованы от подобного отношения.

Ключевые слова:

— средства массовой информации;

— буллинг;

— унижение;

— травля;

— детство;

— социальные факторы;

— вседозволенность;

— безнаказанность.

Дискуссии о роли школы в воспитательном процессе сопровождают учебные заведения со времен их появления. Негативные происшествия, случающиеся в школьной среде, подогревают такие споры. Факты издевательства школьников друг над дружкой – это проявления, вызывающие наибольший эмоциональный отклик в обществе. Средства массовой информации регулярно демонстрируют истории унижений, но их контент – это капля в море по сравнению с миллионом сюжетов насилия в социальных сетях. Простой запрос «драка в школе» откроет доступ к бесчисленному количеству видеороликов с жутким содержанием. Сеть выдаст видео унижения и оскорблений жертв, а также ролики кровавых драк, когда толпа угнетателей мутузит свою добычу.

Современные исследователи по-русски звучащий термин «травля» заменили англоязычным выражением буллинг (от bully — хулиган, задира, насильник, драчун) – подразумевающим злобное поведение индивида, выражающееся оскорблениями или рукоприкладством в адрес одного человека или группы людей. Актуальность этого явления связана с повсеместным распространением проблемы. Соискатель легко отыщет пример бездушного отношения к какому-то школьнику или школьнице со стороны одноклассников, отправившись в любую частную или муниципальную школу, находящуюся в благополучном или бедном районе российских населенных пунктов. 17,5% мальчишек и 16% девчонок 2-3 раза в месяц становятся объектами буллинга со стороны сверстников. Инициаторами травли (буллер) выступают 7% и 12% девочек и мальчиков соответственно. Пропорции одинаковы для всех государств мира.

Психологи, анализируя труды, посвященные изучению буллинга, установили – причины агрессивного поведения детей кроются в чертах характера: зависть, не подкрепленное чувство несправедливости, желание доминировать, враждебность. Буллеры нередко эпатажным внешним видом и задиристым поведением маскируют неуверенность в себе. Они буквально переполнены гневом и ненавистью, поэтому одно неловкого движения со стороны потенциальной жертвы, и вся ярость и ненависть будут вымещены на ней. Такие хулиганы с детских лет освоили приемы ухода от наказания за свои поступки: причисления себя к пострадавшей стороне, реакция отрицания.

Процесс травли для психики всех сторон ситуации не проходит бесследно. Ребенок, ставший объектом издевательств, несет самый сильный моральный урон величиной, зависящей от продолжительности притеснений по времени. Эффект – это психопатические расстройства: укоренение статуса «жертвы», психосоматические недуги, невротические состояния. Самый страшный итог – дети, подвергшиеся преследованию, нередко заканчивают жизнь самоубийством. Кроме того продолжительные школьные надругательства:

— отражаются на собственном «Я» школьника: снижается самооценка, коммуникабельность, ребенок начинает жить по «принципам неудачника;

— приводят к проблемам с успеваемостью, поведением, со здоровьем нервно-психической сферы;

— становятся причиной эксцессов с подростковой идентичностью, порождая переживания безнадежности и безысходности, являющиеся благоприятной средой для суицидальных намерений.

Великий ученый З. Фрейд отмечал: «Не вините школу за большое число насилия и суицидов среди учащихся, но можно ее упрекать за бездействие в направлении снижения таких проявлений. Бесспорно, педагогический коллектив не сможет гарантировать прекращение насилия, но учителя должны прилагать максимум усилий для создания групп, где каждый ребенок ценен, важен и интересен. Мы должны помнить, школьники – это незрелые личности, но право незрелости даровано им природой, и никто не может лишить их этой привилегии, являющейся естественной стадией, пусть и не самой простой».

Учителя не могут единолично отвечать за решение проблем буллинга. Родители должны также внести свой вклад, обеспечивая оптимальную поддержку своим отпрыскам.

Общество должно приложить все возможные усилия для недопущения превращения травли в классический случай, характерный для детства. Хочется верить, мудрость взрослых людей, совершенствующееся сознание школьников, и гибкая психика подростков смогут сообща превозмочь эффекты не здоровых ролей, благоразумно или невольно проигрываемых многими индивидами в свою бытность ребенком или подростком.

Власти и социум сегодня пытаются свалить профилактику буллинга на пелечи образовательных структур, не обладающих отлаженными и эффективными методиками действия в данном направлении. Арсенал педагогов включает типовые комплексные программы противодействия травле с привлечением участников школьного сообщества, осуществляемые на различных уровнях школьной жизни. Методики должны содержать условия и приемы, купирующие буллинг на начальной стадии. Очевидно, необходимость разработки новых предупреждающих алгоритмов в этой области назрела давно.

Общий нездоровый психоэмоциональный фон учебного заведения среди факторов, провоцирующих детскую жестокость, находится на особом месте. Он выражается своеобразными особенностями сотрудничества внутри коллектива класса: взаимодействие учителей и учеников, наличие жестоких лидеров, распределение социальных ролей в форме буллер и жертва, уровень вседозволенности и безнаказанности. Поведение учителя играет здесь определяющее значение. Именно педагог выступает образцом моделей социальных действий в учебном заведении, поддерживает эмоциональный фон в классе, управляет учениками в рамках классного взаимодействия.

Проблема буллинга в недостаточной мере приковывает внимание отечественных специалистов и ведомств. Страна по-прежнему испытывает недостаток антибуллинговых национальных программ, строящихся на обобщенном опыте российских и иностранных изысканий, исследующих реакции педагогов, и факторы, вызывающие подобное поведение.

Классификация буллинга включает несколько основных разновидностей этого проявления. Травля не поддается полному разгруппированию по причине бесчисленного количества видов насилия одного человека над другим. Исследователи выделяют прямой буллинг, делящийся на физическое и вербальное воздействие. В первом случае – это любой телесный вред школьнику, или механическое повреждение его имущества. Во втором случае – это прямые словесные оскорбления: прозвище, обзывания, комментарии при ответе жертвы у доски, прочий негатив. Также специалисты выделяют непрямой буллинг, выражающийся в социальном игнорировании и роспуске слухов. Кибербуллинг идет еще одной отдельной разновидностью травли. Он выражается в преследовании жертвы с помощью интернет сети. Этот вид буллинга практически недоступен для выявления учителями и представляет собой отдельную область исследования, которая находится за рамками нашего обзора. В образовательной среде распространены все виды буллинга, однако учителя по-разному маркируют и реагируют на ситуации проявления буллинга. Так, М.Дж. Боултон считает, что решения, которые принимают учителя, распознавая буллинг и предпринимая попытки с ним справиться, влияют на то, как с подобными ситуациями дети впоследствии будут справляться самостоятельно. Также реакция учителя влияет на то, насколько часто ученики будут готовы обращаться к взрослым в ситуации буллинга. Так, в случае, если учителя игнорируют ситуации буллинга или действуют не эффективно, ученики не склонны обращаться за помощью. Российские исследователи не только подтверждают эти выводы, но и конкретизируют их обоснование. Так, по мнению М.Л. Бутовской, ученики стараются не рассказывать учителям про случаи травли, так как боятся, что им не поверят, что другие люди узнают об их сложностях и будут смеяться над ними. Также ученики не верят, что обращение может быть действенным. Также М.Л. Бутовская предполагает, что позиция учителя начальной школы по отношению к ученикам может переноситься учениками на общение между собой и в средней школе. И если учитель использовал буллинг учеников на своих занятиях или во время внеклассной работы в начальной школе, в средней школе его ученики продолжат использовать буллинг во взаимодействии между собой.

Типовые антибуллинговые методики могут предложить такие приемы борьбы с агрессией в школьной среде:

1. Перевод предупредительных усилий с процесса травли на работу с любым отклоняющимся или агрессивным поведением. Одним из вариантов работы с подобным поведением могут быть дисциплинарные методы, предполагающие надзор за поведением подростков, улучшение школьного климата, при том, что во многом у них принципиально разные тактики. Вопрос отношения к системе надзора как к практике, улучшающей школьный климат, является спорным. На сегодняшний день можно предполагать, что без понятных школьных правил невозможно соблюдение порядка. Прозрачность и понятность норм однозначно улучшает показатели школьного климата.

2. Налаживание здорового взаимодействия между сверстниками. Подход, заключающийся в защите психологического благополучия школьника-жертвы и привитии одноклассникам полезного для общества поведения, считается популярным педагогическим приемом. Кроме того метод «активной дружбы» также имеет широкое распространение. Он строится на уважительном отношении подростков друг дружке, радости за успехи других, взаимопомощи, дружбе, принятии окружающих одноклассников со всеми их изъянами, честности. В младшей школе тренировка таких навыков обеспечивается во время игры, на переменах, после уроков на занятиях спортом, в средней школе чаще используются схемы наставничества или консультирования с привлечением старшеклассников.

3. Работа с агрессором. Специалисты не могут прийти к консенсусу по поводу самой эффективной методики, ведь внедрение и поддержание дисциплинарных взысканий — сложный этический вопрос для педагогического коллектива и для контингента учащихся. Кроме того, существует позиция родителей, и если отсутствует принятая официально всеми участниками образовательного процесса общешкольная политика по отношению к травле, то любое наказание инициаторов буллинга, по сути, может расцениваться как неправомерное. Санкции в отношении инициаторов травли не отличаются эффективностью. Поэтому педагоги все чаще отправляют буллеров в группы поддержки.

4. Привитие эмпатии кибербуллерам. Особенности кибербуллинга — анонимность агрессора и больший охват возможных жертв. По мере увеличения числа просмотров оскорбительного контента количество обидчиков также может начинать расти как снежный ком. Было показано, что школьники, занимающиеся травлей сверстников в обычной жизни (в школе, на улице и т. д.), также часто прибегают к агрессивным действиям и в сети. Поэтому обучение агрессоров умению сопереживать другим людям, уважительному отношению к чужим чувствам может стать основным способом разрешения конфликтных ситуаций.

5. Привлечение родителей к антибуллинговым мероприятиям. Существуют исследования, показывающие, как особенности семейных отношений влияют на вероятность участия школьника в буллинге в качестве инициатора или жертвы. К примеру, было установлено, что случаи применения родителями физических наказаний и психологической агрессии могут быть предвестниками причастности ребенка из подобной семьи к школьной травле. С другой стороны, родители могут поддерживать инициативы по борьбе с травлей, участвовать в образовательных и просветительских семинарах, пристальнее следить за поведением и психоэмоциональным состоянием собственного ребенка.

6. Повышение грамотности учителей в вопросах, касающихся противодействию буллингу. Мы должны учитывать тот факт, что учителя должны находиться в авангарде реализации школьной антибуллинговой политики, и занимать принципиальную отрицающую буллинг позицию. Антибуллинговые программы должны включать обучение учителей навыкам работы с травлей, профессиональную подготовку для педагогов. Молодые учителя, в свою очередь, должны иметь возможность прохождения курсов повышения квалификации по соответствующей тематике.

Заключение

Новые антибуллинговые методики должны учитывать все вышеперечисленные приемы и передовой опыт зарубежных педагогов, заимствуемый после проведения всестороннего изучения. Повсеместное внедрение новых антибуллинговых программ должно происходить после проведения многоступенчатого тестирования технологий в отдельных школах. После подтверждения эффективности и безвредности для школьников и педагогов программы можно использовать повсеместно.

Подумаешь, увидел Париж и умер. Попробуй увидеть Москву и прописаться!